Продажа и обслуживание спецтехники

АВТОБУСЫ "АРКТИКА"

Сейчас сотрудники службы главного конструктора по автобусам Минского автомобильного завода уже имеют большой опыт в создании автотехники, предназначенной для работы в различных регионах мира. В том числе и в тяжелых климатических условиях российского cевера. А в конце 90-х годов прошлого века его еще не было. Тогда, по заказу россиян, в короткие сроки минчане впервые отправили партию автобусов в Новый Уренгой. Они представляли собой обычные серийные модели МАЗ 103040, рассчитанные на перевозку 100 пассажиров, с 226-сильными 6-цилиндровыми рядными с турбонаддувом двигателями Renault MIDR 06.02.26X и механическими шестиступенчатыми коробками передач Renault G406.0, но не имевшие специальной подготовки для эксплуатации при температуре окружающей среды до – 55 градусов Цельсия. 

Эксплуатационники жаловались на холод в машинах, на запотевание стекол, в том числе и в передней двери, что ухудшало видимость и влияло на безопасность движения. Появились у них и другие замечания.Водители пытались собственными силами устранить возникшие несоответствия. Они самостоятельно изготавливали и устанавливали на передней двери самодельные стеклопакеты. В местном управлении транспорта срочно созвали совещание с привлечением специалистов из Минска: столичного автозавода и ООО “Фалькат”- поставщика жидкостных подогревателей для автомобилей и представителей автопарков. В ходе его проведения производителям автотехники высказали целый ряд претензий. Правда, были положительные моменты. Как рассказал заместитель главного конструктора по автобусам Василий Владыцкий, в отличие от других автобусов, немецких Mercedes и российских ЛиАЗ, которые из-за проблем в пневмоподвеске не выезжали на линию при температурах – 50 градусов Цельсия и ниже, белорусская автотехника оказалась работоспособной.Со временем большинство замечаний автозаводцы устранили, но стало ясно, что для российского севера нужны особые машины.

РОЖДЕНИЕ “АРКТИКИ”

В начале нынешнего века к минским автозаводцам обратилось руководство ОАО “ГМК ”Норильский Никель” с просьбой об изготовлении специальных автобусов. Здесь и пригодился первый опыт, приобретенный в Новом Уренгое. В то время минчане изготавливали две базовые модели для перевозок пассажиров в городских условиях – МАЗ 103 и МАЗ 104, на которых устанавливались двигатели соответственно немецкий Deutz и российский ЯМЗ. Заказчик выбрал автотехнику с зарубежным мотором. “Наверное, одной из причин этого стала любовь к германским моторам еще со времен строительства БАМА. Они стояли на грузовиках Magirus, работавших при возведении Байкало-Амурской магистрали”,– высказал свое предположение Василий Владыцкий. Вначале в Россию стали поставляться трехдверные низкопольные автотранспортные средства модели МАЗ 103070. Это были серийные машины номинальной вместимостью 123 человека и 23 посадочными местами. На них устанавливались дизельные четырехтактные с турбонаддувом дизельные двигатели Deutz BF 6M1013EC стандарта Евро-2 мощностью 236 л.с. и 6-ступенчатая механическая коробка передач ZF S6-85. А потом им на смену пришли более совершенные МАЗ 103075, оснащенные такими же моторами, с такой же пассажировместимостью, но уже с автоматической гидромеханической с гидрозамедлителем КП Voith Diwa 851.3E. По сравнению с обычными в конструкцию всех поставляемых в Россию автобусов изготовители внесли ряд изменений, предназначенных для работы на городских маршрутах в условиях с холодным климатом. Уменьшилась площадь остекления. Были убраны все форточки, а стекла заменены стеклопакетами. Дополнительно утеплили пол, боковины и потолок, аккумуляторный отсек и все коммуникации, расположенные под днищем автомобилей. Для обогрева кабины водителя установили воздушный отопитель. Еще одним важным новшеством стала установка системы вертикального выхлопа отработанных газов. Это исключало образование дымовой завесы над уровнем дороги и повышало безопасность движения. Появились и другие усовершенствования. Уже в процессе эксплуатации потребители выявили некоторые недостатки автобусов, которые устранялись, вносились изменения в конструкцию, и следующие экземпляры поставлялись с их учетом. Так появилась специальная перегородка с дверью, отделявшая водительскую кабину от салона. Теперь водитель мог, не выходя на улицу, войти в пассажирский салон, подойти к шахте моторного отсека и открыть его крышку. Это позволяло в комфортных условиях устранить возникшие неполадки в силовом агрегате. Возникла и еще одна неполадка. Так называемые “лепестки”, защищавшие передние фары от поломок, могли самостоятельно открываться, а из-за них травмировались люди. Поэтому их усовершенствовали, заменили имевшиеся изначально защелки на специальные замки. “Была проделана большая работа, и мы стали получать положительные отзывы о наших автобусах не только от водителей, но и от пассажиров”, – сказал Василий Владыцкий.

Кстати, после испытаний на “Арктике” многие нововведения до сих пор используются на разных моделях, выпускаемых сейчас на автобусном заводе МАЗа. В течение трех лет, с 2002 по 2004 годы, в Норильск было поставлено более 250 автобусов МАЗ 103070 и МАЗ 103075 “Артика”. Возможно, некоторые из них до сих про эксплуатируются в этом


Яндекс.Метрика